Новости и события

Рецензия на выставку «Александр Родченко: Опыты для будущего»

24.01.2017

 

Рецензия на выставку «Александр Родченко: Опыты для будущего»


Тиссен Сусанна

Музеология, направление "Выставочная деятельность", 3 курс

 

Выставка «Александр Родченко: Опыты для будущего», проходящая в Мультимедиа Арт Музее приурочена к 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти Александра Михайловича Родченко - выдающегося деятеля искусства первой половины 20-го века. Выставка – уникальна по своему составу: впервые МАММ собрал материалы, касающиеся всех аспектов творчества великого мастера. Экспозиция представлена полиграфией, фотографией, скульптурой, живописью, работами в кино и многим другим (в экспозиции представлено более 200 работ художника). Цель проекта: показать все многообразие изобразительных средств Родченко, как фотографа, художника, скульптора; отобразить новаторство его идей, выходящее далеко за пределы временных рамок жизни самого мастера. Именно в связи с последним пунктом, выставка названа: «Опыты для будущего»; ведь по словам самого Александра Михайловича: все его работы составляют единую картину его творчества, устремленного вперед, в будущее: «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое, хотя оно окажется ничто в сравнении со вчерашним, но зато послезавтра я превзойду сегодняшнее». Сумел ли Родченко заглянуть в будущее? Ответить на этот вопрос и предстоит посетителю выставки «Александр Родченко: Опыты для будущего»

Для МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) организация монографической выставки Родченко такого масштаба - не случайна. На протяжении 10 лет в объединении с музеем действует Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, которая готовит профессионалов в области фотографии и мультимедиа. Имя Родченко выбрано для этого учреждения не случайно: Родченко известен всем, прежде всего, как фотограф – новатор, который преобразил отечественное и мировое фотоискусство, изменив классическую точку съемки, композицию, перспективу, введя особую «диагональ» в своих фотографиях, безбоязненно фотографируя «крупные планы», показывая тем самым лица поколения. Родченко фотографирует повседневность «под новым углом» (во всех интерпретациях данного словосочетания). Многие из этих принципов, Родченко сохранил и в своей живописи и скульптуре. Художник стремился стереть границы между видами и жанрами искусства, и это, в свою очередь, является одной из основных миссий Мультимедиа Арт Музея. Таким образом, эта идея цельного, новаторского, устремленного в будущее взгляда на искусство – есть та самая объединяющая контекстная нить между музеем, школой и выставочным проектом.

Как и говорится во всех анонсах выставки, а также в обращениях кураторов, выставка, представляет на «суд» зрителя большое разнообразие работ Родченко: фотографии, пространственные конструкции, архитектурные композиции, макеты, эскизы, живопись, зарисовки интерьеров, дизайн посуды (сама посуда представлена в экспозиции), декорации для фильмов (представлены отрывками из фильмов на экранах, расположенных в залах). Расположены работы художника на 3 этажах в хронологическом порядке; таким образом в одном зале, как правило представлены разные виды искусства в едином хронологическом ключе.

Первые работы Родченко, как и первую экспликацию (по одной на каждый зал), можно увидеть сразу же при входе в музей. Единое постранство первого этажа музея соединяет кассы, гардероб, игровую зону для детей и, собственно, первое экспозиционное пространство, где, среди немногих работ, зрителя встречает, вероятно самая известная работа автора: иллюстрация к журналу «ЛЕФ» («Левый фронт искусства»). Зритель сразу различает «фирменные» черты творчества Родченко: коллажное изображение, сочетающее в себе крупный план женского лица (в данном случае Лиля Брик) с необычного ракурса, геометрические формы, кричащие лозунги и необычный, специально разработанный Родченко шрифт. Сразу же можно заметить, что этикетаж на выставке, хоть и составлен по всем правилам (с указанием названия, года, материалов, техники и источника получения), очень мал по своим размерам и требует приближенного взгляда, что зачастую невозможно на крупных выставках.

В третьем зале, кроме фотографий (представляющих основную массу выставочных материалов) и эскизов, представлены экраны с кинолентами, где декорации создавал Родченко. Стоит заметить, что экраны эти, как будто спрятаны в пространстве компартиментов, где помимо них, расположены еще и фотоработы, в результате чего, подход к ним, в случае среднего и большого количества человек - затруднителен, что «охлаждает» интерес к ним публики. Зал по большей части посвящен именно работам Родченко в киноиндустрии. Основное внимание же привлекает яркий и необычный плакат для Госкино «Кино Глаз», более доступный и наглядный для зрителя экспонат.

Наиболее интересным из всех залов, оказался второй зал. Именно здесь представлено все многообразие творчества Родченко. Помимо фотографий в экспозиции есть посуда, подвешенные пространственные конструкции, макет и книги, которые безусловно привлекают внимание посетителей. Здесь же представлены и наиболее известные фотографии Владимира Маяковского, Лили и Осипа Бриков. Поражает новаторство живописи Родченко, отображающих потрясающе разностороннее видение художника: многочисленные композиции и картины вроде «Черное на черном» отсылают нас к Кандинскому и Малевичу; автопортрет и абсолютно геометрическое изображение женщины - к Пикассо; нарисованная точечно фигура юного акробата – к работам пуантелиста Сёра; а изображенные мазками, эфемерные «Воздушные гимнастки» с тяжелыми, закрученными сферами фона – то ли к Ренуару или Дега, то ли к Ван Гогу. Поражает воображение и макет газетного киоска, воспроизведенный рядом с эскизом постройки. Яркое, инопланетное здание в вполне современном стиле хай-тек, может и сейчас поразить воображение. Многочисленные архитектурные проекты в виде набросков очень ярко вписываются в современные архитектурные реалии, и спустя чуть менее века, остаются актуальными и могут впечатлить современных застройщиков. Одним словом, второй зал, раскрывает, пожалуй, все тезисы о творчестве Родченко, но, вероятно единственный, врезается в память.

Отдельно хочется отметить потрясающий фотографический ряд, представленный на выставке, который ярко иллюстрирует, что Александр Михайлович не только смотрел в будущее, но и живет в нем сейчас. Здесь и популярные сейчас нестандартные ракурсы, и излюбленные фотографом серебряно-желатиновые отпечатки, превратившиеся сейчас в «модную» сепию, и так называемые «засвеченные» фотографии, и фотографии в коллажной технике, что сейчас также набирает обороты популярности; необычный эффект за счет «раскрашивания» фотографий гуашью поверх изображения – во всем этом узнаются современные и весьма популярные, широко используемые техники фотографии, распространенные даже на любительском поприще. Это ли не «опыты для будущего», сделанные мастером еще в начале 20-го века.

Подводя итоги, хочется отметить, что с поставленными кураторами целями, выставка однозначно справилась. Зритель в состоянии ознакомиться с самыми разными аспектами творчества Родченко, уловить взаимосвязь его работ, увидеть новаторские идеи художника и даже заглянуть в будущее глазами Родченко. Однако вовлечения, взаимодействия и главное впечатления от возможного потенциала этой выставки, на мой взгляд, недостаточно. Определенный уровень, конечно, есть: по выставке ведутся экскурсии, на выставке представлены разные экспозиционные материалы, используется их смешение, есть медиаматериалы. Но при этом, часть экспликаций, сложна для восприятия не вовлеченного в творчество Родченко человека; вышеупомянутые экраны, как некоторые картины и часть этикетажа - спрятаны или слишком сливаются с экспозиционным пространством. И само экспозиционное пространство, окрашенное в бело-серые тона, призванное стать чистым листом, холстом для будущих выставок, не отвлекающим на себя внимание, здесь играют противоположную роль: серые стены довольно сильно сливаются с вышеупомянутыми серебряно-желатиновыми отпечатками, в результате чего теряются, а ведь именно фотографии – «костяк» выставки.

 Выставке явно не хватает жизни, которой, как известно, полны сами работы Родченко. Здесь явно не хватает разнообразия структурных элементов, более подробного освещения тех же пространственных композиций и более понятной зрителю систематизации. Таким образом, выставка оказывается, безусловно, ценна по вложенному в нее контексту, и, что самое главное, считываема и репрезентативна, но вот художественного оформления для известной силы впечатления, так полезной каждой выставке, ей не хватает.

_________________

 

Текст в авторской редакции.

 

Читайте остальные рецензии в разделе "Рецензии студентов"