Новости и события

Выставка «Грузинский авангард: 1900-1930 гг.», ГМИИ им. А.С. Пушкина, 08.12.2016 – 12.03.2017

20.01.2017



Фотография Kudamoscow

 

Выставка «Грузинский авангард: 1900-1930 гг.»

Карбаиа Нино

Музеология, направление "Выставочная деятельность", 3 курс

 

В начале ХХ века авангардная мысль повлияла на различные виды искусства в Грузии. Прежде всего, это нашло отражение в литературе, в творчестве поэтов-футуристов. Именно они стали предвестниками «нового искусства». К концу первого десятилетия ХХ века в Грузии начинает формироваться и новое поколение художников, для которых рамки старой реалистической формы оказались тесны. Примером свободного и чистого искусства для них стали картины Нико Пиросмани. Благодаря усилиям и таланту этих художников Грузии удалось сделать шаг к новому особу творческому мышлению. Среди плеяды художников того времени особого внимания заслуживают Д. Какабадзе, Л. Гудиашвили, К. Зданевич, Ш. Кикодзе. Именно  они сыграли наиболее важную роль в этом движении вперед и определили дальнейшие пути развития грузинской живописи. Мощное новое художественное течение оказало сильнейшее влияние не только на все виды искусства и литературу, но и на театр и кинематограф. Художественные явления, происходившие в Грузии, имели тесные культурные связи с процессами развития нового искусства в России, Франции. Средоточием творческих экспериментов и апробации новых эстетических учений на этот небольшой исторический период стал Тифлис, именуемый в 1920-е годы «маленьким Парижем». Город отличался особым очарованием и неповторимостью, сочетая в себе азиатскую экзотичность и европейский модерн. В культурном пространстве Тифлиса царила по-настоящему творческая, артистическая атмосфера. По определению Дж. Э. Боулта, Тифлис стал центром закавказского ренессанса. Новые художественные течения не утихали в Грузии и в период советизации. Однако с началом репрессий 1930-х годов модернистские стремления стали постепенно умирать. Авангардистские течения прекратили свое существование, а вскоре закончилась и история эпохи модернизма.

ГМИИ им. А.С. Пушкина подарил своим посетителям уникальную возможность окунуться в чарующую атмосферу специфичного грузинского авангарда. Выставка, проводимая в стенах музея с 8 декабря по 12 марта, впервые в истории как России, так и Грузии открывает миру богатейшее художественное наследие грузинского искусства 1900-1930-х гг. Помимо упомянутых ранее Н. Пиросмани, Л. Гудиашвили, Д. Какабадзе и К. Зданевича, представлены также работы П. Оцхели, И. Гамрекели, Е. Ахвледиани, З. Валишевского и А. Меликяна. Выставка, включающая 200 произведений живописи, театрально-декорационной графики и костюмы к известным спектаклям, стала возможной благодаря совместным усилиям грузинских и российских музейных работников, коллекционеров и наследников художников. Свои фонды кураторам выставки Ивете Манашеровой и Елене Каменской открыли крупнейшие музеи и архивы как Грузии, так и России. Более того, появилась уникальная возможность показать работы из известных частных собраний. Только благодаря такому международному дружескому сотрудничеству удалось реализовать поистине грандиозный проект выставки.

Экспозиция выставки расположена на трех этажах Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. На первом этаже представлены различные по своему стилистическому воплощению работы Д. Какабадзе. В проходах между залами установлены афиши и небольшие проекторы, демонстрирующие фрагменты фильмов, в создании которых участвовали герои выставки. На втором этаже в нескольких залах размещены работы Л. Гудиашвили , Е. Ахвледиани и К. Зданевича. В отдельном небольшом зале представлены первые издания каталогов художников, рецензии на их выставки в газетах и прочие имеющие к ним отношение публикации. Особое внимание на выставке уделено и театру. Помимо многочисленных эскизов декораций и костюмов к постановкам «отца» Свободного театра К. Марджанишвили и А. Ахметели, выполненных И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевичем, можно увидеть и подлинные театральные костюмы к нашумевшим спектаклям.

Третий этаж выставки посвящен творчеству « грузинского Руссо»  Нико Пиросмани.  Личность Пиросмани поистине феноменальна. Тематика большинства картин художника удивительным образом перекликается с темами произведений французских и русских мастеров.  Примечательно, что эти темы, традиционные для Европы и актуальные в России, Грузии начала ХХ века были незнакомы. Пиросмани был первым, кто приблизил грузинское искусство к новейшей живописи Европы и России. Творчество Пиросмани занимает значительное место не только в грузинском, но и в европейском искусстве вообще. На выставке представлены такие шедевры, как « Брат и сестра», « Свидетель убийства», «Пастух в бурке» и другие.

В залах с работами Пиросмани также размещены небольшие интерактивные сенсорные дисплеи с « Кавказским альбомом» Михаила Ле Данте из коллекции ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в котором можно увидеть записи и зарисовки Ле-Данте, сделанные им во время путешествия по Грузии и Северной Осетии. Однако присутствие Ле-Данте на этой выставке необходимо не только по этой причине. М. Ле-Данте  и братья Зданевич, по приглашению которых он гостил в Тифлисе, стали первыми собирателями картин Пиросмани. Они также  были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с известными по собранию С. Щукина произведениями А. Руссо. Стараниями М. Ле-Дантю и Зданевичей, многие произведения Пиросмани не только были спасены от гибели, но и вошли в экспозицию выставок и стали известны.

На третьем этаже также можно увидеть работы З. Валишевского, В. Каменского, А. Крученых, К. Зданевича на грузинскую тематику из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Отдельное внимание хотелось бы уделить оформлению выставки. Удивительным образом разрешен вход. Вместо дверей используются шторы, на которые проецируются черно-белые фотографии старого Тифлиса. В каждом зале играет фольклорная  грузинская музыка. Посетитель полностью погружается в самобытную творческую атмосферу, царившую в Тифлисе, что, бесспорно, можно считать достоинством этой выставки. Восхищение  вызывают и  другие детали, в частности то, как искусно подобран цвет стен на каждом этаже. Пыльные оттенки бежевого, зеленого и розового поразительным образом гармонируют с колористической гаммой картин. Создается ощущение некого единства всего выставочного пространства. Точечное, приятное глазу освещение довершает расстановку акцентов, выгодно представляя каждую работу. Приятное впечатление оставляют и интерактивные элементы выставки, максимально вовлекающие посетителя в культурный мир грузинского авангарда. Небольшие кинопроекторы между залами, демонстрирующие немое кино, дают возможность приостановиться и осознать все происходящее, проникнуться этой удивительной атмосферой и, с новыми силами, продолжить свой путь.  Сенсорные дисплеи позволяют посетителю самостоятельно листать виртуальный альбом Ле-Данте, детально рассматривать сделанные им в Грузии зарисовки, то есть взглянуть на тот мир  глазами странника.

Практически в каждом зале расположены сопроводительные настенные тексты, содержащие сведения о биографии представленных художников, а так же о «грузинских» особенностях рассматриваемых в данном разделе выставки направлений искусства.  Небольшим недочетом мне, как посетителю, показалось то, что тексты о художниках в недостаточной мере раскрывают их стилистическую, творческую уникальность, а представляют собой лишь краткую выжимку из биографических фактов в хронологическом порядке. При этом стоит отметить, что  на каждом этаже для комфорта посетителей на скамьях лежит  специально подготовленный каталог выставки, содержащий в себе максимально полную информацию  как о художниках, так и о грузинском авангарде в целом. 

На мой взгляд, единственным  проблемным местом выставки стал этикетаж. С одной стороны,  этикетки написаны на довольно понятном неискушенному зрителю языке. Они содержат информацию об авторе, названии работы, времени ее написания и материале. Примечательно, что практически на каждой этикетке указано и то, откуда поступил экспонат. Однако с другой стороны,  в ряде этикеток  посетителями были замечены неточности. Кроме того, расположение этикеток не всегда вполне удачно: зачастую этикетки, сопровождающие вплотную расположенные экспонаты, находятся на некотором расстоянии от них, что вызывает небольшие сложности в соотнесении.  Однако эти обстоятельства ничуть не умаляют достоинств этой, бесспорно, потрясающей выставки.

В пресс-релизе к выставке, опубликованном на официальном сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина говорится о том, что данная выставка призвана подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чьи история и культура на протяжении столетий были тесно сплетены. На мой взгляд, организаторам в полной мере удалось этого достичь. Ознакомившись с экспозицией, действительно можно убедиться в том, насколько насыщенными и плодотворными были русско-грузинские художественные связи как в рассматриваемый период, так и вообще. Каждый зал выставки пронизан удивительной атмосферой сердечной дружбы, теплоты и по-настоящему  грузинского гостеприимства. Сам факт того, что такая грандиозная по своим масштабам выставка  стала возможной благодаря культурному и дружескому сотрудничеству между странами, свидетельствует о том,  что диалог на языке искусства не подвластен никаким историческим, политическим катаклизмам и противоречиям.

_________________

 

Текст в авторской редакции.