Новости и события

Рецензия на выставку «Элегантность и роскошь ар деко», Кремль: Одностолпная палата Патриаршего дворца, Выставочный зал Успенской звонницы, 30.09.2016–11.01.2017.

06.01.2017

«Элегантность и роскошь ар деко»

Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels»

 

 Полищученко Мария

Музеология, направление "Выставочная деятельность", 3 курс


Московский Кремль - символ российской государственности. История появления и развития музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает почти три столетия. Кремль – это музей-сокровищница, хранящий государственные реликвии и огромные материальные и историко-культурные ценности.

Выставки музеев Кремля традиционно привлекают огромное количество посетителей, так как они неизменно готовятся с подлинным профессионализмом и особым вкусом, и соответствуют самым высоким стандартам. Наряду с выставками, посвященными российской и советской  истории и искусству, в Кремле часто реализуются проекты, связанные с культурой других стран.

29 сентября 2016 года в Одностолпной палате Патриаршего дворца состоялось торжественное открытие выставки «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels».

Экспозиция расположена в двух выставочных залах: в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в Успенской звоннице. На выставке можно увидеть 119 предметов женской одежды, которые впервые покинули пределы Института костюма Киото. Часть нарядов была отреставрирована специально для проекта. Среди экспонатов — повседневные и вечерние платья, верхняя одежда, а так же особая разновидность нарядов под названием «роб де стиль» (robe de style).

Как отметил на церемонии открытия Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в Российской Федерации г-н Тоёхиса Кодзуки, «выставка является существенным вкладом в формирование российско–японских отношений и улучшение межкультурного понимания».

Институт костюма Киото входит в пятерку лучших музеев моды в мире и обладает редчайшей коллекцией женского платья и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров первой трети XX века. Роскошная одежда и аксессуары, представленные на выставке, были созданы такими модельерами с мировым именем, как Коко Шанель, Чарльз Уорт, Поль Пуаре, Жанна Пакен, Жанна Ланвен, сестры Калло.

На выставке наряды из Института костюма Киото дополнены ювелирными произведениями Cartier и Van Cleef & Arpels (34 и 24 соответственно). И это не случайно. Кураторы таким образом делают отсылку к знаменитой парижской Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, давшей название стилю ар-деко. Тогда впервые Луи Картье и Жанной Ланвен одежды и украшения были представлены как единый ансамбль. Эта же концепция легла в основу проекта в Музеях Кремля.

 Все драгоценности, включенные в экспозицию, были созданы в 1910–1930-х гг. Представлены как первые, очень редкие произведения, выполненные в ранней стилистике ар деко, так и экстравагантные украшения более позднего периода. Так же на выставке показаны оригинальные эскизы и фотографии из архива компании Cartier (20 предметов).

Каждый костюм на выставке обладает особым шармом. Рассмотреть подробно детали каждого экспоната можно благодаря специальным зеркалам. Платья, верхняя одежда, аксессуары взаимодействуют между собой. Романтические «бельевые» наряды из тончайших тканей с нежнейшими вставками соседствуют с вещами в японском и египетском стилях, к которым часто обращались модельеры и ювелиры эпохи ар деко. Любимая витрина посетителей - витрина с декорированными каблучками во французском стиле.

Среди экспонатов выставки некоторые выделяются своей историей. Например, в парадном придворном платье со шлейфом Уиллия Пейдж, супруга американского посла в Британии Уолтера Пейджа, была представлена королю Георгу V и королеве Марии в Сент-Джеймсском дворце 14 февраля 1914 года. Экспонат Van Cleef & Arpels тоже имеет любопытную историю. Это платиновая пудреница «Синий поезд» из несессера, усыпанного изумрудами, сапфирами и бриллиантами, который господин Барнато, председатель правления концерна Bentley, заказал в подарок жене в 1931 году в память о выигранном им пари. Дело в том, что Барнато добрался от Канн до Парижа быстрее, чем «Синий поезд», ходивший по тому же маршруту.

Другие предметы привлекают внимание своей особенной роскошью и красотой. Колье-воротник от Van Cleef & Arpels — яркий образец особой эстетики ар-деко. В нем были использованы бриллианты разнообразной огранки, а так же десять колумбийских изумрудов весом 165 карат. Этой вещью когда-то владела египетская принцесса Фаиза, дочь египетского короля Фуада I.

К сожалению, история и особенности каждого предмета доступны только в каталоге выставке. Этикетаж не содержит подробных сведений об экспонатах. Некоторые неудобства связаны также с особенностями самих выставочных пространств Музеев Кремля. Выставка проходит в двух разных зданиях, в обоих залах нет раздевалок, температура внутри некомфортная, отдохнуть, присесть посетителям тоже негде. Освещение необходимое для сохранности тканей и графики отлично гармонирует с общим настроением эпохи ар деко, но бликующее стекло витрин не всегда позволяет рассмотреть экспонат. Традиционно для выставок Кремля запрещено фотографировать. Тем не менее, выставка оставляет очень хорошее впечатление, организация и подбор экспонатов находятся на самом высоком уровне.

К выставочному проекту разработана специальная образовательная и культурная программа. В рамках III Международного музыкального фестиваля «Посольские дары» в Оружейной палате публике представлена уникальная программа из четырёх концертов, каждый из которых представляет собой самостоятельный эксклюзивный проект: гала-концерты «Миры Сергея Дягилева. Русские сезоны» и «Музыкальная Европа эпохи ар деко», а также монографический проект «Игорь Стравинский — классик авангарда» и джазовый концерт Jazz Age.

В рамках выставки в Лектории Музеев Московского Кремля прошел лекционный цикл «От ар нуво к ар деко» и программы для детей и взрослых, такие как «Ар деко. Архитектура и дизайн Европы и Америки в 1920–1930е годы», «Мир кино и моды первой половины XX века», а также творческие занятия для детей с родителями «Шляпка, туфли, ридикюль». Издательством Музеев Московского Кремля подготовлен иллюстрированный каталог, куда вошли статьи кураторов выставки от музея и Института костюма Киото и каталожные описания. Статьи посвящены моде и ювелирному искусству эпохи ар деко, влиянию Японии на искусство этого периода. Специально к выставочному проекту выпущена коллекция сувенирной продукции. В ней представлено 14 изделий в стилистике ар деко — от закладок для книг и постеров до сумок и шарфов. Модные иллюстрации воспроизведены на постерах и текстильных сумках, орнаменты эпохи использованы в оригинальном дизайне аксессуаров. 

В целом, можно сказать, что в рамках рассматриваемой выставки Музеи Московского Кремля удачно обращаются к теме ар деко не только как к интересному периоду  художественной жизни, но и как к особому социокультурному явлению XX столетия. Этот яркий стиль, нашедший вдохновение в европейской классике и модернизме, в культурах древних цивилизаций, народных традициях и стремительном технологическом прогрессе, нашел отражение во всех видах искусства в 1920–1930-е гг. и не утратил своей актуальности и в наше время.

 

_________________

 

Текст в авторской редакции.