Новости и события

Рецензия на выставку «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», 02.11.2016 — 08.01.2017, ММОМА, Ермолаевский переулок 17

29.12.2016



Фотография ММОМА

 

«Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» (Выставка в ММСИ)

Михайлова Екатерина

Музеология, направление "Выставочная деятельность", 3 курс


 

«Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» посвящается анализу поведения людей и влиянию культуры на него. Или, более широко - чувству любви. «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» - звучит приятно и нейтрально, но, если поинтересоваться источником этой реплики, а, оказывается, что это перформанс Шарон Хайес, уже рождаются неоднозначные ассоциации. Обращение художницы ‘Everything Else Has Failed! Don’t You Think It’s Time For Love?’ было и личным, и политическим, так же как и его поводы.

Эта выставка – составная часть проекта «Удел человеческий», задуманного ГЦСИ (ныне реорганизованного) под руководством куратора В.Мизиано. Исследование относится к области современного искусства,  философии и антропологии. Программа устроена так: организуется выставка и определяется круг проблем, и затем проводятся лекции, дискуссии, встречи с художниками из разных стран. Упоминая данную выставку и посвящая текст только ей, следует сказать полно Удел человеческий Сессия II: Человек и «Другие» /любовь, дружба, подозрение, отвращение / Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?». Впереди ещё пять разделов, посвящённых человеку и его «уделу» в разных сферах в современное время.

Место проведения выставки – здание Музея современного искусства, который принято сокращённо называть ММОМА, в Ермолаевском переулке. Выставочная стратегия одного из музеев-организаторов проекта очень краткая, но ёмкая: музей стремится к широте и разнообразию представления современного искусства, правда, есть указание на разный масштаб событий, но не на их профили и не на многочисленные случаи сотрудничества, к которым относится и этот проект. Кураторы  «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» уже делали выставки в этом музее.

Больше всего экспозиция интересна не визуальной составляющей, а своей тематикой. Представленный от 23 авторов материал (фотографии, письма, дневники, видео, но большинство связаны с кино) иллюстрирует названия разделов не только в данный момент. Некоторые художники обращались буквально к тем же явлениям, проводили социальные эксперименты и предоставляли произведения специально к выставке. Здесь любовь исследуется/объясняется, отталкиваясь от цитат философов, кинорежиссёров и писателей, которые содержатся в названиях тематических разделов выставки и проекта в целом, и, конечно же, от частных историй художников.

Выставка заняла залы с 5 по 2 этажи. Один этаж соответствует одному разделу. Приведу их названия и кратко – суть: Любовь холоднее смерти: о двойственности: обретение-потеря, полнота-недостаточность, Церемониал любви: о социальных связях вообще и ритуалах, которые их сопровождают, Фрагменты речи влюблённого: о репрезентации, о языке, «традиции переживания», видеоэкраны на этом этаже обрамлены занавесом. Личное есть политическое: о переплетении личных событий и всего, что происходит в мире, о возможности влиянии одного на другое. Самым ясным примером здесь, на мой взгляд, является работа Фуад Элкури и Ширин Абу Шакра «О войне и любви», 2006.

Этот объект – фотодневник с записями на французском языке ливанского художника. 33 фотографии в нём соответствуют 33 дням войны, путешествия, переживания расставания с девушкой. Все эти события совпали. Это не единственная работа типа фотодневника, их больше трёх, но она самая красивая на выставке, её интересно рассматривать, не вникая перед тем в эссе на этикетке и оригинальность идеи.

Выделяется работа Софи Каль «Анатолий», 1984. Она состоит из текста – рассказа о 7-дневном переезде во Владивосток французской художницы и писателя и директора колхоза, множества фотоснимков заглавного героя и ещё одного забавного портрета. Во-первых, она полностью подходит под раздел «Церемониал любви», в котором затрагивается тема встречи, во-вторых, мы понимаем это, не читая трактовку на этикетке с витиеватыми отсылками на политических философов, т.к. инсталляция уже включает текст, довольно осознанный, живописный и  написанный «страстной исследовательницей любовного чувства».

Что касается этикетажа, то, как упомянуто выше, этикетка к каждой работе, действительно, содержит небольшое эссе с цитатами. Наверное, это хорошо, ведь они не обязательны, но читая выборочно, можно легче ориентироваться в зале, догадываться о соответствии остальных работ с основными текстами, которых, к (моему) счастью, всего четыре.  Например, проект Катерины Шеда «Мне все равно», 2005–2007 занимает самую большую стену от пола до потолка однообразными рисунками, чем вызывает интерес к чтению истории… про бабушку художницы, её собаку и два жизненных эксперимента, которые стоят внимания.

На последнем, втором этаже, есть интерактивный зал. Четыре его стены – яркая роспись Габриеллы Чианчимино «Неистовая любовь». Множество фрагментов любой желающий мог раскрасить цветным мелом, или написать что-то, т.к. в зале есть ещё два объекта, связанных с «письмом». Кстати, художница оставила на своей стене жизнеутверждающий посыл, имея в виду людей: «Стойкие цветы любят сопротивляться, цветы свободы сопротивляются во имя любви»!

 «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» на первый взгляд, очень минималистичная выставка, но оставляет в памяти яркие моменты. Она большая, но грамотная формулировка разделов, не включение связи и очерёдности между залами этажа, короткие крупные тексты, глубокие исследования, иллюстрируемые трогательными историями, располагают и не утомляют.

 

куратор: Виктор Мизиано

сокуратор: Елена Яичникова

 

_________________

 

Текст в авторской редакции.