Новости и события

Мастерская «Киберфест: Точка Зрения». Музейный центр РГГУ, 16.11.2016–02.12.2016

19.11.2016



Фотография Cyland

 

Мастерская Киберфест: Точка Зрения

 

Вилимович Арина

Музеология, направление "Выставочная деятельность", 2 курс


 

16 ноября в Музейном центре РГГУ открылась международная выставка мультимедийного искусства "Точка зрения". В проекте приняли участие Российский государственный гуманитарный университет, Творческий Союз художников России и Лаборатория медиа-искусства Сайлэнд. Выставка проходила под эгидой медиа-арт проекта «Мастерская Киберфест» - одного из крупнейших международных фестивалей медиаискусства. Кураторы: Анна Франц, Наталия Каменецкая. На выставке были представлены работы как заслуженных, так и молодых начинающих художников.

 

 «А какова моя точка зрения?» - задавался вопросом каждый, кто посетил новую выставку в нашем университете. В середине последнего месяца осени выставочный зал Российского государственного гуманитарного университета превратился в мир мультимедийного искусства. Аудиовизуальные объекты, интерактивные инсталляции - «видения» окружающего мира – все это плоды современных художников России, Бельгии и Республики Корея.

 

Название выставки поначалу звучит немного абстрактно, но со временем понимаешь – с заголовком организаторы попали в самую точку. Пытаясь проанализировать пространство с точки зрения философии, истории и оптики, художники наполнили представленные объекты своими знаниями, впечатлениями, идеями, переживаниями, и у каждого эти эмоции свои - индивидуальные и неподвластные ничему. У каждого своя точка зрения.

 

Уже окунувшись в атмосферу творческого забвения, видишь результаты трудов Константина Худякова, Анны Франц, Рональда Дагонье Эльс ван Рила, Чина Сиена и многих других современных художников. Метафизическое соседствует с трансцедентальным, внутренний мир и зона личного комфорта граничит с общественными проблемами и риторическими вопросами. Взгляды устремлены к работам тех, кто рискнул рассмотреть феномен сосуществования повседневного и необычного, личного и общественного, романтичного и тривиального, – всего того, что окружает нас на протяжении всей жизни. Художники вложили в свои работы ощущения от многочисленных актов познания. Что и передается нам, посетителям необычной экспозиции.

 

Главная особенность данной выставки заключается в том,  что она позволяет вовлечь зрителя за счет интерактивности инсталляций. Передача образов через визуальный и музыкальный ряд, через анимацию дает возможность внедряться в пространства, полностью погрузиться в произведение. Мультимедийное искусство стирает границу между реальным и виртуальным. Зритель может  влиять на инсталляцию, как например в интерактивной видеоинсталляции «Drama-house» художника Александры Дементьевой. Посетитель перестает быть пассивным зрителем, ведь без его участия эта работа полностью теряет свой смысл. Суть заключается в том, что здесь человек выступает в роли бога – от его действий зависит то, как будут развиваться события, как будут вести себя персонажи на экране. Нажимая на реальную кнопку дверного звонка, зритель вмешивается в виртуальную реальность, меняя поведение виртуальных персонажей.

 

Другим способом пересечения границ разных реальностей выступает физическое движение зрителя. Примером такого явления - инсталляция Елены Губановой и Ивана Говоркова «Хранение времени». От движений и количества людей зависит работа механизма.  Сама суть инсталляции кажется простой, но насколько же глубокой она предстает перед человеком после погружения в смысл задуманного: тени людей, падая на выстроенные в высокую стену картонные коробки, запускают мелодию тиканья часов. Много людей – много часов, ваша тень одна – звучит звук одного механизма… Вы уходите, мелодия прекращается, как бы намекая нам, людям XXI века, что не земля вращает нас, а, наоборот, - она подвластна нашему шагу.

 

Также запомнилась инсталляция молодого медиа-художника Софьи Овчинниковой «Запасной выход», которая представляет собой люк в земле, который  играет роль последнего шанса на спасение. Это вход в убежище, бункер; открываешь его, а там – голубое небо. Вся абсурдность ситуации в этой работе – свобода и спасение (небесная синь здесь играет именно эту роль) нас ждет не на земле, а под ней.

 

И, наконец, еще одна работа, о которой нельзя не упомянуть – VR-инсталляция «Илья Репин. Не ждали» художника Константина Худякова, где посетителям предлагается надеть шлем виртуальной реальности. Благодаря этому чуду техники мы не просто смотрим на картину, а буквально погружаемся в нее. Подобного эффекта позволяет достигнуть формат VR-360. Картина – это не плоское полотно холста с мазками масляной краски, а настоящий объемный мир, в который можно уйти прямо с головой. Здесь живопись становится окном в мир, в которое можно войти и почувствовать себя внутри этого мира. О таком несколько лет назад представить было сложно, а сейчас у посетителей имеется возможность надеть шлем и насладиться картинами в почти неузнаваемом виде в новом измерении.

 

Таким образом, данная выставка показывает, что мультимедиа активно внедряется в область культуры, создает новый взгляд на искусство, ведь все его формы в настоящее время трансформируются: живопись начинает жить в видео-арте. Работы, использующие особенности мультимедийных технологий и концепции передачи движения в искусстве, стали важными объектами современного художественного процесса, а звук и видео занимает значимое место в современном искусстве. Все арт-объекты не похожи друг на друга и отличаются разнообразностью тем, которые они несут в себе. Но все они, тем не менее, объединены схожей идеей. Художники данной выставки стремятся передать свое восприятие мира, используя новые технологии и создавая визуальные образы.

 

Медиаискусство актуализирует другие воздействия на посетителя, в отличие от классического. Появляется новый опыт восприятия зрителей произведений искусства. Искусство становится ближе, в некоторых случаях оно даже позволяет попасть внутрь некого образа. Современное искусство прекращает быть статичным, оно не стоит на месте.  Произведения медиаискусства постоянно видоизменяется. Однако медийное искусство в какой-то степени опережает время, очень часто оно непонятно и вызывает множество вопросов. На мой взгляд, информации на этикетках было недостаточно, чтобы полностью понять концепцию выставки. Данная выставка требует вдумчивого осмысления, полного погружения и внимательного чтения, что немного затруднено тусклым освещением этикеток (в самом зале было темно, чтобы зрители смогли в полной мере насладиться мультимедийным искусством). А неподготовленный посетитель, который мало что смыслит в современном медиаискусстве, точно испытает ряд трудностей при попытке постижения идей, которые несут в себе некоторые арт-объекты. Множество вопросов со стороны посетителей вызвали видео фильмы, которые были показаны на экранах. Не помешало бы присутствие в зале медиаторов, которые были бы посредниками между выставочным пространством и посетителем. Также мной было замечено, что некоторые работы попросту теряются на фоне других, их не сразу замечаешь при первом осмотре экспозиции.

Многие работы – зрелищные, оригинальные и достойные. Они не просто производят впечатление и поражают, но и порождают процесс мышления, заставляют задуматься. В них отражено мышление нового искусства. Развитие технологий расширяет возможности искусства, граница между реальным и виртуальным, между наблюдателем и объектом плавится, становится почти невидимой. Теперь технология как новое языковое средство художника рождает настоящее произведение искусства.

 

_________________

 

Текст в авторской редакции.

 

Каталог выставки