Новости и события

Рецензия на выставку "Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции". ГМИИ им. А.С. Пушкина, 27.09.2016 – 08.01.2017

28.10.2016



 

Художник на все времена

(рецензия на выставку «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции»)

 

Ходенкова Анстасия

Музеология, направление "Выставочная деятельность", 3 курс

         Французская живопись всегда безошибочно находила дорогу к сердцу русского зрителя. Особенно это касается художников различных течений, зародившихся на рубеже XIX и XX вв., когда пересматривались устои классической живописи. И Альбер Марке один из них.

         Галерея искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с французскими музеями и частными коллекционерами предлагает своим посетителям ознакомится с творчеством известного французского живописца Альбера Марке. Экспозиция доступна для осмотра с 27 сентября 2016 г.

         Несколькими месяцами ранее в Париже закончилась монографическая выставка, посвященная художнику – «Альбер Марке. Художник остановленного времени». Однако, как заявляют в пресс-службе музея, выставка в Пушкинском будет несколько иной: на ней продемонстрируют связь Марке с Россией.

         Альбер Марке был представителем так называемого «фовизма», течения, суть которого скрывалась в стремлении к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма и интенсивности открытого цвета. Писать картины Марке учился в Школе изящных искусств в мастерской Гюстава Моро. Современники называли его мастерскую «колыбелью модернизма». Одноклассниками Марке были Анри Матисс, Жорж Руо, Анри Манген и Шарль Камуан, получившие прозвище «дикие» (les Fauves) на Осеннем салоне 1905 года в Париже за отчаянно яркий колорит и смелые композиции. На идеи художника большое влияние оказал и его друг, Анри Матисс; однако позже Марке несколько отошел от фовизма, выбрав свой собственный путь из экспериментов со светотенью и перспективой. 

         Работы Альбера Марке очень похожи на работы импрессионистов: такие же широкие мазки, яркие цвета для более сильных впечатлений. Только вот в отличие от своих предшественников он работал быстро, не дожидаясь, пока высохнет часть полотна. Таким образом художник старался ухватить и как можно точнее передать первую эмоцию, которую почувствовал. Поэтому такие вроде бы похожие работы с видом Нотр-Дама и моста Сен-Мишель совершенно разные, и это ощущается.

         Экспозиция заняла весь первый этаж Галереи искусства стран Европы и Америки. Всего представлено 69 работ, которые разделены по темам: «Марке и фовизм», «Париж Альбера Марке», «Путешествия Марке» и «Марке в России». Наряду с 49 полотнами самого художника, выставку дополняют еще несколько работ его друзей-фовистов (Андре Дерен, Морис де Вламинк и др.) и советских последователей, на чье творчество повлияли картины Марке (Антонина Софронова, Борис Рыбченков и др.).

         Отдельного внимания заслуживает развеска картин в залах «Марке и фовизм» и «Марке в России». В первом зале полотна самого А. Марке соседствуют с работами его друзей-художников: «Обнаженная. Контураж» висит бок о бок с «Купальщицей» Анри-Шарля Мангена, «Мост де ла Турнель» – с «Корсиканским пейзажем» Анри Матисса. Во втором зале работы французского художника соседствуют с полотнами теперь уже советских мастеров, вдохновлявшихся творчеством Марке. Однако, в этом зале несколько картин А. Марке как бы предшествуют работам его последователей: зритель сперва осматривает пейзажи Марке и лишь потом переходит к советским работам. Такой сравнительный метод показа весьма удачен – он дает возможность посетителю погрузиться в жизнь и творчество художника и его окружения, попытаться лучше понять его работы. 

         Стоит выделить и зал «Париж Альбера Марке», для которого был подобран удачный ряд полотен и способ их развески. По левую руку от экспликации можно видеть различные состояния моста Сен-Мишель, в то время как по правую будет наблюдаться остров Сите и возвышающийся над ним Нотр-Дам. Такое размещение работ было выбрано неспроста: именно такой вид открывался художнику с балкона и из окон его мастерской на протяжении 23 лет, неизменно оставаясь ярким источником вдохновения для Марке.  

         Пейзажи Марке вне времени, они не принадлежат ни одной эпохе и их трудно вписать в какую-то определенную историческую эпоху. В его работах невозможно найти ни политику, ни какой-либо отклик на происходившие в мире события. Несмотря на яркие цвета и резкие переходы между ними, от его картин веет спокойствием, простотой и вечностью. Поэтому он всегда будет современен.