Новости и события

Современные направления музейной деятельности: традиции и новации. Реэкспозиция: проблемы и решения

04.12.2018



30 ноября 2018 года в рамках научно-практического семинара для магистров «Современные направления музейной деятельности: традиции и новации» состоялось занятие в  Государственном музее обороны Москвы по теме «Реэкспозиция: проблемы и решения». Семинар был организован ООО «Нео ЭКСПО-Арт» (генеральный директор М.А Бугаев, художник А.С. Дорожкина) и Музеем обороны Москвы (директор Е.В. Сереброва, зав. экспозиционно-выставочным отделом Н.И. Сахненко) с целью продемонстрировать специфику работы художника и экспозиционера в пространстве существующей экспозиции.

 

Работа с экспозицией: как создается идеальное пространство.

 

Когда музейная экспозиция создана известнейшими мастерами своего дела и даже по прошествии почти 30 лет все так же будоражит умы посетителей – не сомневайтесь: тут можно многому поучиться! О том, как деликатно осовременить музейное пространство и не исказить изначальную мощную концепцию, студентам кафедры музеологии РГГУ рассказала художник-экспозиционер ООО «Нео ЭКСПО-Арт» Анастасия Сергеевна Дорожкина и заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музея обороны Москвы Наталья Ивановна Сахненко.

Музею изначально досталось сложное пространство. Холодный ангар, используемый в качестве контрольно-пропускного пункта во время Олимпиады-80, абсолютно не приспособлен под выставочные нужды, в нем до сих пор невозможно соблюсти температурно–влажностный режим для хранения экспонатов.

Еще одной трудностью на пути к созданию музея стало отсутствие собственных фондов. После завершения временной выставки, организованной к 40-летию московской битвы Великой Отечественной войны, экспонаты, предоставленные крупными музеями, вернулись обратно в свои родные стены. Поняв необходимость создания собственной постоянной экспозиции, организаторы выставки обратились к москвичам с идеей собрать в одном месте предметы, имеющие отношение к событиям военных лет. Так музей смог укомплектовать свой собственный фонд, состоящий во многом из личных вещей, переданных фронтовиками и их семьями.

Исходя из этих первоначальных данных – пространства и фондов, на площади в почти две тысячи квадратных метров появилась одна из самых ярких музейных экспозиций. Всевозможные шкафы-витрины, формы которых отличны одна от другой, подлинные крупногабаритные предметы, такие как вагон-теплушка и огромный аэростат, парящий над головой, инсталляции, фотохроника и личные вещи, письма, документы, а также многое другое, что погружает нас в страшные события тех лет через знакомство с личными историями и тысячами человеческих судеб...

Автором научной концепции вновь созданного музея была Сталина Федоровна Казакова  – человек, сыгравший заметную роль в развитии музейного дела в России. В тесном сотрудничестве с архитектором П.А. Котом родилась абсолютно каноническая экспозиция, до сих пор не утратившая своей актуальности в ее идеальном построении и художественной силе. Тем не менее, время вносит свои коррективы, и в 2017 г. было принято решение провести реэкспозицию, полностью сохранив изначальную структуру и все экспозиционные комплексы.  

Художнику Анастасии Сергеевне с ее коллегами предстояло справиться с несколькими непростыми задачами. В первую очередь нужно было избавить экспозицию от перегруженности экспонатами, для чего изменили раскладку предметов, разместив их более свободно, а также визуально скорректировали композицию витрин и инсталляций. В процессе работы решили обновить наполнение некоторых экспозиционных комплексов. Далее проработали вопросы, связанные с удобством посетителей: заменили этикетаж и его расположение, добавили и отредактировали вводную и тематические экспликации, организовали более удобную навигацию между залами. Важным этапом стала работа с цветом: некоторые конструкции были полностью перекрашены, фоны перетянуты, в результате чего цвет стал играть еще большую роль в организации пространства и эмоциональном воздействии. Важное значение придавалось повышению безопасности осмотра музея, а также замене ветхих и устаревших конструкций.

Несмотря на то, что сделанные изменения кажутся не столь значительными, за ними стоит огромный труд и точный просчет. Анастасия Сергеевна наглядно показала, с какими трудностями пришлось столкнуться, как пространство и витрины выглядели раньше, и как их смогли заставить заиграть с новой силой. Экспозиция стала «прозрачней», более читаемой, еще более понятной для восприятия и все такой же острой по воздействию. Самой высокой оценкой проделанной работы стали слова Натальи Ивановны: «Наша экспозиция заговорила!».

Пройдя через все пять залов музея, хорошо понимаешь, что в музейном деле нет мелочей. Именно в этом и состоит суть работы художника-экспозиционера: создание уникального художественного образа, согласованного с научной концепцией. И в данном вопросе особенно важно единство предметов, конструкций, текстов, архитектурного пространства, которые в совокупности и составляют тот самый искомый и цельный замысел.

Особое удовольствие наблюдать, как то, что было создано истинными профессионалами  своего дела несколько десятилетий назад, смогли по достоинству оценить профессионалы наших дней и деликатно актуализировать, еще более усилив звучание в современном контексте.

 

Выражаем благодарность за увлекательный рассказ, погружение в особую атмосферу Музея обороны Москвы, а также за искреннее желание передать студентам свои бесценные знания!

 

Автор текста Полина Шевченко

ФОТОГРАФИИ