Новости и события

Современные направления музейной деятельности: традиции и новации. Свет в Музее

19.11.2018



16 ноября 2018 года в рамках научно-практического семинара для магистров «Современные направления музейной деятельности: традиции и новации» состоялось занятие в  музее АZ  (Музее Анатолия Зверева) по теме «Свет в музее». Семинар был организован Максимом Анатольевичем Бугаевым и Николаем Радиславовичем Воробьёвым  (генеральный директор и зам. генерального директора   ООО «НеоЭкспоАрт»)  и директором музея Опалевой Натальей Владимировной с целью продемонстрировать значение  светового освещения в музейной экспозиции. 

Музей Анатолия Зверева дружественно распахнул двери перед магистрами и бакалаврами кафедры Музеологии РГГУ. Студентам представилась уникальная возможность изучить экспозицию музея с профессиональной точки зрения в сопровождении одного из ее создателей - художника по свету Николая Радиславовича Воробьева.

Сам музей отличается своим инновационным подходом к созданию экспозиционного пространства. Смелое использование драматургических и динамических приемов, ярких идей и концепций смогли всецело продемонстрировать многогранность одного из ярчайших русских художников второй половины XX века, открыв его творчество для широкой публики и буквально заразив своими проектами. Сегодня Музей AZ стал не просто своеобразным эталоном современного выставочного пространства, но и уютным творческим центром: периодически здесь выставляются не только работы Анатолия Зверева, но и его современников – художников-нонконформистов, а так же проводятся экскурсии для детей и взрослых, кинопоказы.

В настоящий момент в трех залах исторического здания на 2-ой Тверской-Ямской представлен новый проект «Зверев Gala», подготовленный специально к трехлетию со дня открытия музея. Были выставлены свыше 250 работ разных жанров, позволяющих познакомиться с творчеством мастера, в том числе и уникальные материалы – цикл иллюстраций к повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего», на основе которых был создан специальный анимационный фильм.

Погружение в изучение принципов и концепции построения музейного пространства началось с основ: осмотра экспозиции, обсуждение примененных приемов развески работ и оформления стен, световых сценариев. Благодаря увлекательному рассказу Николая Радиславовича, проблемы и возможности экспозиционного освещения открылись с новой стороны. Будучи не самым значимым и заметным для простого посетителя инструментом, именно свет способен как полностью загубить всю экспозицию, так и вывести произведения искусства и общее впечатление от пребывания в музее на абсолютно новый уровень!

Гибкость световых сценариев обеспечивает умная система развеса: десятки специализированных светильников, расположенных  на шинопроводах, могут быть перемещены по залу в любой момент, сместив акценты. Электронная система управления, доступная даже с мобильного телефона, позволяет устроить световое шоу в любой момент. В одной из таких демонстраций поучаствовали и студенты: холл лифтовой шахты, поменяв световой рисунок, превратился в «лайт бокс», эффектно осветив и выделив выходящую из лифта фигуру.

Важной особенностью проектирования светового сценария является психологическое воздействие света на посетителя: так, например, тусклое освещение заставляет подойти ближе и рассмотреть внимательнее детали, а яркий луч выхватывает главное и обращает внимание на подсвечиваемый объект. Живые примеры музейной жизни и собственного богатого опыта Николая Радиславовича стали лучшей демонстрацией этих принципов в действии.  

Несмотря на то, что основное внимание уделялось вопросам освещения, многократно подчеркивалась важность взаимодействия всех составляющих экспозиции для создания успешного образа. Единство светового сценария, дизайна,  цветовых схем, музыкального сопровождения, мультимедиа элементов – все это создает декорации для работ художника, позволяя без помех наслаждаться произведениями искусства. Важно не перетянуть внимание от выставляемых работ на те самые декорации, иначе вы просто заберете внимание посетителя от цели его визита.

Одним из главных лейтмотивов встречи стали этичность и гармоничность: этичность по отношению к работам мастера и комфорту посетителя, гармоничность всех составляющих экспозицию элементов, а так же само взаимодействие сторон. Эти принципы лежат в основе деятельности Музея AZ и на деле доказывают важность их соблюдения: однажды попав сюда, люди часто становятся «друзьями» музея.

Благодаря проведенной встрече, тайны хитрой «световой науки» начали открываться. Тем не менее, самым важным секретом успеха стало личное наставление Николая Радиславовича: ни каноны, ни справочники не помогут стать супер профессионалом, если твоя работа не идет от сердца, из души. Все получится так, как нужно, только в том случае, если ты искренне чувствуешь то, что делаешь. Спасибо за бесценный опыт и знания, живое и искреннее общение, и, конечно, вдохновение!

 

 

Автор текста Полина Шевченко

ФОТОГРАФИИ