Новости и события

Заметки о выставке Луиз Буржуа «Структуры бытия: клетки» в Музее современного искусства «Гараж»

05.12.2015



Экскурсовод обронил фразу, что посетитель, по замыслу Луиз Буржуа, имеет полную свободу интерпретировать все представленные работы так, как ему захочется. Изначально нет никаких строгих определений, чётких смыслов и моральных посылов. Есть жизнь художника, показанная очень откровенно, и есть зритель, который волен увидеть в ней то, что ему будет ближе. Конечно, есть факты биографии, с которыми исследователи старательно связывают работы Буржуа. Но назидательного ничего нет – есть боль, страх, любовь в чистом виде.

Всматриваясь в этот лабиринт воспоминаний Луиз, я вижу много застывших моментов. И прежде всего я вижу боль, законсервированную в клетках, в этих «структурах бытия». Да, есть и воспоминания о доверии (мраморные руки, сплетённые воедино), и о материнской заботе (паук, окутавший собой мастерскую по реставрации гобеленов), и о внутреннем успокоении (винтовая лестница, уходящая ввысь). Но везде красной нитью проходит боль, страх, какой-то надрыв.

Надрыв – это очень ёмкое слово в контексте выставки. Истерические дуги, красно-кровавая родительская кровать, «расчленение» отца. А знаменитые пауки? В них тоже есть надрыв. С одной стороны, они реалистичны. Но с другой, кажется, что вот-вот сломаются их тоненькие лапки под тяжестью веса тела и вся скульптура исчезнет.

Во всём этом есть что-то беззащитное. Возможно, этот попытка разобраться в самой себе, выставленная на всеобщее обозрение. Но в моём понимании, с болью нужно разбираться сразу и решительно. Либо принимать её, либо отпускать. Но никак не консервировать по клеткам, чтобы в любой момент можно было подойти, посмотреть, окунуться в эту боль, посмаковать её. И, главное, показать другим. Чтобы и они тоже, не оставшись равнодушными, ощутили тяжесть надломленного внутреннего мира человека.

Я не могу сказать, что эта выставка мне не понравилась. Вместе с тем, не могу сказать, что понравилась. Но мне точно было интересно, любопытно рассмотреть такой творческий эксперимент.

 

Головня Юлия, 2 курс, музеология ФИИ РГГУ

 

Смотрите также:

Эссе нашей студентки Арины Нестеровой (2015 г.)

ФОТОГРАФИИ