Новости и события

Актуальное интервью с Аннэтой Сундиевой, РГГУ

12.05.2013



Что такое музейная профессия, где могут получить образование будущие музейщики, идут ли музеологи работать в музей, что такое современный музей и каких сотрудников ждут в таком музее — эти вопросы мы решили задать заведующему Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Алексею Лебедеву, директору Самарского литературно‐мемориального музея имени М. Горького Людмиле Савченко и заведующей кафедрой музеологии Российского государственного гуманитарного университета Аннэте Сундиевой.

Аннэта Сундиева:

« 1990-е годы были невероятно тяжелыми для наших музеев: музейные специалисты, которые тогда в них работали, совершили настоящий подвиг, сохранив и музейные фонды, и музейную сеть страны. »

Аннэта Альфредовна, история прихода в профессию у каждого своя. Какова ваша история, как вы заинтересовались музейным делом?

Всегда хотела стать историком. Целенаправленно поступала на истфак МГУ имени М. В. Ломоносова, затем заканчивала там аспирантуру и защищала диссертацию по истории общественного движения XIX века в России. Параллельно начала работать старшим научным сотрудником в НИИ культуры, полагая, что временно, но осталась там на долгие годы.

С какими музеями и музейными организациями вам доводилось работать? Какие считаете наиболее важными и почему?

Более двадцати лет я проработала в Российском институте культурологии, который является старейшим и, наверное, самым известным музееведческим центром в стране. В институте был приобретен опыт исследовательской работы в области музеологии, написаны первые статьи по истории музейного дела. Затем я возглавила сектор, который осуществлял большой проект — подготовку и издание Российской музейной энциклопедии (РМЭ). Двухтомная энциклопедия вышла в 2001 году, в 2005 году появилось второе издание. До сих пор это единственная в мире музейная энциклопедия. Она дает представление о развитии музейной практики в нашей стране за три столетия. РМЭ впервые опубликовала 300 кратких научных биографий российских музейных специалистов, сведения более чем о 800 музеях страны, историко‑культурные очерки всех регионов России. В ходе этой работы сложился замечательный творческий коллектив, родились идеи новых проектов.

Параллельно с работой в РИК с 1996 по 2001 год я возглавляла музейную номинацию конкурса провинциальных учреждений культуры «Окно в Россию», организованного газетой «Культура» и руководимого тогда Ю. И. Белявским. Этот конкурс позволил перечитать сотни материалов, присылаемых музеями в газету, и побывать в десятках музеев, работавших в разных регионах страны — в Центральной России, Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. 1990‑е годы были невероятно тяжелыми для наших музеев. Музейные специалисты, которые тогда в них работали, совершили настоящий подвиг, сохранив и музейные фонды, и музейную сеть страны. Буквально каждое посещение музея – участника конкурса становилось праздником, открытием, вселяло веру в неисчерпаемые возможности музея. Подвижничество, благородство и энтузиазм работавших там людей восхищали. Победители и лауреаты конкурса — Ярославский художественный музей, Хабаровский краевой музей, Красноярский краевой краеведческий музей и другие — и сегодня среди лучших музеев страны.

Вы были на кафедре с самого начала, стояли у истоков? Как и когда она была организована?

Кафедра возникла в середине 1980‑х годов в Историко‑архивном институте. Первым заведующим кафедрой был Александр Иванович Фролов. Затем сформировался факультет музеологии, который перерос в факультет истории искусства (ФИИ), а кафедру музеологии возглавила Светлана Ивановна Сотникова. Меня пригласили позднее. С конца 1990‑х я читала в РГГУ лекции по истории музейного дела, в 2005 году пришла работать на кафедру и в скором времени ее возглавила.

Как изменилась музеология за последние годы? Что изменилось в связи с этим в преподавании?

Музеология медленно, но неуклонно завоевывает позиции полноценной учебной и научной дисциплины. Расширяется ее исследовательское поле, которое сегодня включает практически все проблемы, связанные с культурным наследием. Преподавание музеологии, музейного дела в высшей школе очень стимулирует развитие теории. Любая учебная дисциплина есть система знаний. Эту систему мы постепенно и выстраиваем. Появляются учебники, учебные пособия, справочники, которых не было 15 – 20 лет назад, в процесс осмысления теории и истории музейной практики включаются все новые специалисты. Кафедра музеологии Санкт‑Петербургского государственного университета издает международный научный журнал «Вопросы музеологии». Растет число не только кандидатских, но и докторских диссертаций по музейным проблемам.

Какие программы есть сейчас, на кого рассчитаны, какие предметы проходят студенты?

На кафедре готовят бакалавров‑музеологов по профилю «Выставочная дея­тель­ность». Студенты по этой программе обучаются четыре года и получают высшее образование. Изучают в основном гуманитарные дисциплины, знакомятся с музейной практикой и прослушивают 10 специальных курсов, позволяющих им потом вести выставочную работу в музеях. Среди таких курсов — «Музейный дизайн», «Концептуальные выставки», «Современная массовая культура», спецсеминар по проектированию экспозиций и другие.

Эту же квалификацию можно получить как второе высшее образование за три года.

Для тех, кто уже имеет высшее, но не музейное образование, в 2011 году мы открыли магистерскую программу «Социокультурное проектирование в музейной практике». Особый акцент в обучении по этой программе сделан на освоение проектных технологий, рассматриваемых как эффективный механизм музейного менеджмента. В 2013 – 2014 учебном году мы открываем магистерскую программу «Культурное наследие в пространстве музея: хранение и изучение» для подготовки музейных хранителей, способных работать со всеми видами культурного наследия.

При кафедре также работает очная и заочная аспирантура для подготовки специалистов высшей квалификации.

Что бы вы хотели добавить в учебный план, может, что‑то усовершенствовать?

Свои программы мы обязательно подправляем каждый год — рекомендуем новую литературу, стараемся использовать наиболее современные способы ведения занятий, вводим новые курсы по выбору студентов, новые факультативы, спецкурсы. Например, в этом году впервые читался спецкурс «Управление подводным наследием» (преподаватель С. М. Фазлуллин). В дальнейшем хотелось бы увеличить число мастер‑классов музейных специалистов, расширяющих кругозор и представление о будущей профессии, более интересной и эффективной сделать ежегодные учебные практики в музеях, включиться в международный обмен студентов, открыть новые образовательные программы.

Кто приходит учиться на кафедру музеологии? Где работают студенты, выпускники, где проходят практику?

На бакалавриат приходят учиться и получать высшее образование школьники. Их общая подготовка, несмотря на высокие баллы ЕГЭ, оставляет желать лучшего. Свою будущую профессию многие тоже плохо представляют. Конечно, есть и приятные исключения. В магистратуре иная ситуация. К нам пришли люди мотивированные, уже имеющие образование (причем самое разное), но стремящиеся получить специальную музейную подготовку. Они готовы серьезно и много заниматься, с ними легко и интересно работать.

Окончив обучение, выпускники последние годы уходят работать именно в музеи — хотят попробовать свои силы в создании новых выставок, реализации проектов. Сегодня уже трудно назвать московский музей, в котором не было бы выпускников кафедры. В ГИМ, Музеях Московского Кремля, в Третьяковской галерее, в ГМИИ имени А. С. Пушкина, в новом Мультимедиа Арт Музее, в музеях‑усадьбах «Останкино», «Архангельское», «Кусково» и других музеях мы встречаем своих бывших учеников. Среди них уже есть директора музеев и главные хранители, руководители выставочных отделов, научные сотрудники фондовых отделов.

Кафедра поддерживает связь с другими вузами?

На базе нашей кафедры действует Учебно‑методическая комиссия по музеологии. Поэтому мы поддерживаем связь со всеми музеологическими кафедрами страны, которых сегодня 35. Четыре кафедры работают в Санкт‑Петербурге, в том числе старейшая музейная кафедра при Санкт‑Петербургском государственном университете культуры и искусств. Нашими ближайшими парт­не­ра­ми давно стала кафедра музеологии Томского государственного университета. Именно этот коллектив был организатором студенческих олимпиад по музеологии, которые в этом году мы собираемся возобновить. В Москве музеологов готовят — кроме РГГУ — в Московском государственном университете культуры и искусств. Студенты МГУКИ уже несколько лет участвуют в научных студенческих конференциях по музеологии, проводимых в РГГУ. Раз в год преподаватели музейных кафедр собираются в РГГУ на пленумы, проводимые Учебно‑методической комиссией, обмениваются опытом, дискутируют.

Связь с зарубежными коллегами помогают поддерживать ИКОМ России и наш коллега из Чехии, ученик известного чешского музеолога Збигнева Странского Ян Долак, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по музеологии и мировому наследию Университета имени Т. Масарика в Брно.

Как поступить, какие экзамены сдавать, когда, какие формы обучения предусмотрены?

На бакалавриат зачисляют по результатам ЕГЭ (история, русский язык, иностранный язык). В магистратуру сдают экзамены по предмету «Музейное дело» и иностранному языку. Вся информация есть на сайтах кафедры и РГГУ[1]. Те, кто не прошел на бюджетные места, могут начать учиться на договорной основе, а затем пробовать перевестись на бюджет или перепоступать, не теряя год.

Что вы пожелаете студентам и абитуриентам, желающим поступить учиться, прийти в профессию музео­лога?

Учиться много и с удовольствием. Музеология — очень творческая профессия, и те, кто выбрал ее, редко жалеют об этом.            

г. Москва. Беседовала Дарья Сабинина