Спецкурсы

В основе ряда спецкурсов, читаемых на кафедре, лежит многолетняя исследовательская и практическая деятельность преподавателей:

«Актуальные проблемы музеологии и музейного дела» (Сундиева А.А., доцент). Спецкурс дополняет читаемый в рамках учебной программы курс «Общая музеология». Последний призван дать основы знаний по данному предмету и поэтому ориентирован на изучение самых общих вопросов и ключевых понятий теории музейного дела, канонических или наиболее устоявшихся позиций. Задача дискуссионного спецкурса - стимулировать интерес студентов к музеологии и потому он ориентирован на наиболее острые и спорные вопросы, активно обсуждаемые сегодня и теоретиками, и практиками музейного дела.

Музеология является молодой развивающейся наукой с не устоявшимся терминологическим аппаратом и неоднозначно трактуемыми понятиями. К тому же она тесно связана с практической деятельностью музеев, которая в 20 веке существенно видоизменялась почти каждое десятилетие. В 1990-е годы почти принципиально изменились условия музейной деятельности в нашей стране (правовые, экономические, культурный контекст) Не все из этих изменений нашли отражение и были осмыслены в обобщающих трудах и учебной литературе.

Динамичное развитие музееведческой науки постоянно порождает новые проблемы, являющиеся своеобразными «точками роста». Эта ситуация позволяет практически каждому будущему специалисту внести свой вклад в осмысление музея и музейной деятельности. Одна из задач курса – побудить студентов к творческой активности.

Спецкурс носит авторский характер, который выражается в самом выборе тем, являющихся, на мой взгляд, сегодня наиболее актуальными. Но главная его задача состоит не в утверждении собственной позиции, а в демонстрации вариативности подходов и многообразии возможных решений.

Проблемы, которые будут предложены студентам для обсуждения, связаны с самим существованием музея и выполнением его миссии по сохранению культурного наследия в эпоху перемен. Многие трудности, с которыми столкнулись российские музеи, переживали и продолжают переживать и другие музеи мира, что также будет отмечено в ходе чтения спецкурса.

Спецкурс ориентирован на студентов старших курсов и аспирантов. При чтении курса предполагается использование технических средств обучения и новых образовательных технологий.

«Культурные контакты Евразии в Средние века» (Конькова Л.В., проф.). Цель курса - ознакомить слушателей с современными междисциплинарными подходами и современной методологией, которая предполагает отход от узкого предметного знания к широкому спектру проблем, выходящих на различные области знания, не только гуманитарных, но и естественных наук Необходимость интеграционного, комплексного подхода предполагает использование в данном лекционном курсе не только исторических, археологических, этнологических данных, но и широкое привлечение результатов исследований естественных наук - географии, геологии, биологии, почвоведения, антропологии, климатологии, химии, физики и геофизики.

Материал рассматривается и анализируется по проблемам, акцентируется внимание на узловых моментах, определяющих систему и возможности транскультурных взаимодействий.

Задача курса - проследить формы этих связей, выявить динамику контактов на межрегиональном и континентальном уровнях во времени, начиная от эпохи переселения народов и до средневековья времен Великих географических открытий.

«Магия и гадания в России по рукописным материалам» (Чернецов А.В., проф.).

Предметом курса является отражение народных и книжных верований, осуждавшихся и преследовавшихся церковью, в традиционной рукописной книжности. Изучение этих памятников, успешно развивавшееся с середины XIX в., в годы советской власти прерывается, что обусловило значительное отставание в развитии этого научного направления. Курс включает исторический обзор существующих памятников, а также методических подходов к их изучению.

Опубликована программа курса:

Магия и гадания в древнерусских письменных источниках // Программы курсов. Российско-Французский центр исторической антропологии им. Марка Блока. Российский государcтвенный гуманитарный университет. М., 2002, с. 191-200

«Методы естественных наук в изучении древних культур» (Конькова Л.В., проф.). Предметом данного курса является естественнонаучный инструментарий, позволяющий получить в ходе исследования древних памятников принципиально новую объективную историческую информацию.

Цель курса - ознакомление с современными естественнонаучными методами исследования и возможностями многомерной реконструкции исторических реалий в гуманитарном знании, знакомство с новыми подходами и современной методологией, которая предполагает отход от узкого предметного знания к широкому спектру проблем, выходящих на различные области знания в гуманитарных и естественных науках.

«Церковная археология» (Чернецов А.В., проф.). Предметом курса является изучение истории русской православной церкви по материальным (вещественным) памятникам. Проблематика курса включает рассмотрение таких вопросов, как изучение реализации явлений духовной культуры в материальных памятниках как социо-культурный феномен, а также внешних проявлений исторического своеобразия русской церкви.

Опубликовано учебно-методическое пособие к курсу:

Русские церковные древности (археология христианских древностей средневековой Руси). М., Изд-во НПБО "Фонд археологии", 1996, 88 стр. (в соавт. с Л.А. Беляевым),

а также программа послевузовского образования:

Русские церковные древности. Программа курса. Для специальности 24.00.03. «Музееведение; консервация и реставрация историко-культурных объектов» // Образовательная программа послевузовского профессионального образования. 24.00.03. Музееведение; консервация и реставрация историко-культурных объектов. Министерство образования и науки Российской Федерации. Российский государственный гуманитарный университет. Управление аспирантурой и докторантурой. Факультет истории искусства. М., 2004, с. 65-79 (препринт).